Париж, продолжение...В отличие от Германии, где годами не выкашивается трава вдоль насыпи или выемок автобанов, здесь вдоль автотрассы скошена абсолютно вся трава, в том числе и на наклонных участках выемок и насыпей. Само оформление дороги вызывает восхищение. Представьте, что дорога врезается в небольшой холм и разрезает его выемкой глубиной где-то метра полтора-два. И вот на этих склонных местный автодор умудрился (это же надо такое придумать!) выложить в форме мозаики бетонные плиты площадью где-то около 1 кв.м разных форм: иногда правильные треугольники, иногда квадраты, - причем мозаика эта не сплошная (плиты не впритык друг к другу), а перемежается травой. Более того, сами плиты не одного какого-то цвета (допустим, синего или красного), а с плавным переходом от одного цвета к другому в полном соответствии с оттенками спектра. В результате ощущение такое (особенно на ходу на большой скорости), будто эти квадраты и треугольники переливаются - ни дать ни взять каббалистические знаки. Окончательно меня добило то, что в одном месте вместо плоских фигур появились ... переливающиеся шары поперечником 1 м на невысоких ножках, которые были расставлены уже чуть-чуть хаотично, и от этого еще более удивляли. А когда уже подъехали "до городу Парижу", то там внешнее убранство автобана словами передать не просто - или фото, или рисунок, - а если все же попытаться, то так. Наклонная плоскость выемки как бы разделена на два участка: в верхней части невысокие деревья и кустарник, а в нижней части трава. Но как разделена: волнообразно, синусоидой! И вдобавок возле каждого дерева полностью очищенный от всякой растительности кружок почвы - чтобы вода лучше впитывалась. Трава же скошена так, как будто ее выщипывали инструментом, предназначенным для ресниц. Ну что еще тут скажешь? Фантазия без границ. А вот на предмет безопасности движения немецкие автобаны будут круче. У французов полоса безопасности в центре дороги более узкая и к тому же металлические бордюры по сравнению с немецкими хиловаты будут - в Германии они по прочности сопоставимы с железными противотанковыми ежами, а во Франции разве что с кровельным железом. К тому же крайняя правая полоса отделена обычной прерывистой линией, а не сплошной, как в Германии. Это объясняется, как я думаю, тем, что в Германии велосипед - средство передвижения и поэтому для них везде выделяется недоступная для автомобилей полоса, тогда как во Франции велосипед - средство отдыха. Велосипедов здесь действительно мало, пусть даже Джо Дассен и спел гимн велосипеду. Особый разговор о лесе. Понятно, что леса здесь в основном широколиственные, хотя береза тоже есть. Есть и хвойные. Чем дальше на запад, тем, как я понимаю, длиннее иголки елей и сосен. Шишки на скорости 110 км (больше автобус не давал) не разглядишь, поэтому сказать ничего не могу. Понятно, что вдоль дороги деревья невысокие и корявые. Но елки особенные: если у нас ветви сначала идут вниз, а уже на конце слегка загибаются к верху, то тут они сразу идут вверх, как усы Буденного. Видел трех ястребов (двое кружили, один сидел на заборе), а также еще кого-то из семейства ястребиных, только покрупнее и к тому же рыжего цвета. Он сидел на заборе и сверлил глазами наш автобус, пристально изучая его пассажиров, в том числе и меня (как тот литературный герой Толкиена, он, должно быть, размышлял: "Интересно, вкусен ли он?"). Кстати сказать, заборы здесь вдоль дороги везде - что возле полей, что возле лесов (правда, в Германии они добротнее, там не увидишь покосившихся столбов, а здесь они мне на глаза попадались). И эти заборы неспроста. На одном из полей, где только-только взошли озимые, стояли три чудных создания. Я подумал: для коров маловаты, для коз крупноваты, да и окрас светло-коричневый. Но сообразил: олени. Кстати о деревьях, пока не забыл. Как в Германии, так и во Франции над ними "измываются" будь здоров. То, что их подстригают самыми немыслимыми способами - это еще куда ни шло, хотя порой у меня мороз по коже, как будто это меня так подстригли: в Версале эти извращенцы подстригали деревья в трех частях: нижняя куб, средняя шар, верхняя конус; в Германии видел кроны деревьев, которым с помощью деревянных рамок придают ... плоскую форму! Так ведь деревьям еще не то делают. Возле парижского Диснейленда (туда мы не заезжали - это требует двух дней, поэтому видел только крыши) обратил внимание на стволы деревьев, которые были как бы закручены в форме винтовой резьбы. Сначала я восхитился было силами природы, но когда в течение пяти минут вдоль дороги стояла стена таких стволов в форме болтов с "резьбой" совершенно одинакового захода, то я быстро сообразил, кто тут такой изумительный "токарь". Рельеф в холмистой части был очень живописный. Жаль только, что автотрасса спланирована настолько хорошо (подъемов и спусков практически нет), поэтому дальние пейзажи обозревать сложно (а с первого этажа автобуса их вообще не видно). Но местами холмы такие высокие, что в них прорубали выемки с довольно таки высокими и отвесными стенами. Именно что прорубали, потому как здесь уже с небольшой глубины начинается желто-белый известняк, а под ним темно-серый песчаник (то, из чего делают точильный брусок). В одном месте выемка была глубиной метров тридцать, и там эти два слоя были видны особенно хорошо. Я обратил внимание на этот участок еще когда ехали туда. Но фотоаппарат был далеко, и потому решил, что снимок сделаю на обратном пути. Но и тут не вышло: когда мы снова проезжали этот район, уже стемнело. А жаль, кадр был бы красивый. Да, в связи с известняком два слова о полях и почве. Не исключено, что фермеры местами почву выпахали уже настолько, что начинает прорезаться и выходить на верх слой известняка: в нескольких местах на полях были желто-белые пятна из крупных кусков известняка. Хотя это могло быть сделано специально (для снижения кислотности), но все же мне показалось, что плодородный слой тонковат. И если французские фермеры действительно работают без органики, то это вполне может быть. Парижские тайныПариж начинает поражать воображение уже при въезде. Если Берлин - это сугубо железный город (нигде, наверно, нет такого количества железных дорог и вокзалов в форме металлических ангаров), то Париж - это царство камня и бетона. Далее, если Берлин - это преимущественно город прямоугольных градостроительных и архитектурных решений, то Париж - это изящное эстетство плавных поворотов, изгибов и извивов. Дорожные развязки при пересечении кольцевой автодороги вокруг Парижа - это невозможно передать ни словами, ни фото. Нужно просто увидеть: транспорт на этих развязках движется во всех направлениях: над тобой, под тобой, слева по наклонной вверх, справа по наклонной вниз, впереди развилка сразу на два уровня. И еще: если Берлин - это море зелени с вкраплениями в виде дорог, домов, вокзалов, то Париж - это море домов и всевозможных других сооружений с вкраплениями зелени. В результате парадокс: при численности населения в три раза большей, чем в Берлине, Париж сравнительно компактный город и, возможно даже, меньше Берлина по территории. Это создает такую концентрацию архитектурных памятников и людей на единицу площади, что сразу становится ясно: Париж - это оазис, а Берлин - прошу прошения у гостеприимных немцев - пустыня. Париж чем-то напоминает наши города, особенно, понятно, Москву и Петербург. Во-первых, в центре сплошная стена домов (для тех, кто видел, добавляю: как на Невском в Петербурге). Во-вторых, в отличие от Берлина в Париже преобладают коммунальные дома (не в смысле наших коммуналок, а в том смысле, что жилые дома здесь в основном многоэтажные и многоподъездные), при этом дома, конечно, изящнее и не с такими толстыми стенами как у нас, но чем-то похожи на наши больше, чем Берлинские многоэтажки. Центр Парижа - это засилье узких улиц для автотранспорта и узких тротуаров для пешеходов (за исключением Елисейских полей). Для велосипеда центр города не приспособлен абсолютно. Все это создает немалые транспортные проблемы, поэтому в Париже необычайно популярны мотоцикл, мопед и мотороллер: они могут проезжать между автомобилями при дорожных затычках и пробках, - и что, собственно, мы наблюдали перед каждым светофором. Если в Берлине мотоцикл - это средство развлечения, то в Париже - это средство передвижения (с велосипедами все наоборот). Париж напоминает еще наши города и невероятным количеством ... мусора. Судя по всему, экологическая проблема парижан не слишком тревожит. Мусор везде. Даже контейнеры для мусора, который выносят из ресторанов и кафе, стоят не во внутренних дворах (туда машины не проедут), а прямо на главной улице. В отличие от Берлина, где мусор сортируют по трем-четырем фракциям, здесь все валят не глядя в один контейнер. Улицы, конечно, моют, но весьма своеобразно. Если в Берлине сначала очень тщательно подметут весь мусор, и уже затем для полного счастья смоют пыль (несуществующую!), то в Париже как ни в чем ни бывало мусор с тротуаров водой смывают на проезжую часть, по которой изредка проезжает машина с щеткой-подметалкой. Судя по всему, очень изредка, потому как на проезжей части мусора накопилось прилично. Но всем все по барабану, поэтому все как у нас: урны или пустые, или их нет вообще, а одна пустая банка пива, которую ты отфутболил в какой-нибудь угол, на общем фоне уже ничего не означает. Как только я это увидел (а увидел уже через две минуты после того как сошли с автобуса перед отелем, где ночевали), то сразу вынес рацпредложение: Париж нужно сдать лет на десять в аренду немцам в целях наведения порядка. А то ведь подумать только: пришлось даже чистить туфли, когда я уже забыл, что это такое. К хорошему привыкаешь быстро. В Берлине в офисах, отелях и магазинах перед тобой автоматически раздвигаются двери, и в Париже начинаешь вести себя аналогично: не спеша подходишь в ожидании, что дверь тоже откроется. Но поскольку делать этого дверь и не собирается, то в первое мгновение ты чувствуешь себя, как будто тебя самым наглым образом надули. Ну потом конечно, работаешь своими руками (хорошо еще, если сразу получишь нужный результат). Да, чуть не забыл о главном! Перед Берлином и Парижем можно снять шапки: у них на первых этажах (что в жилых домах, что в офисах) в помине нет никаких решеток. А если еще и добавить, что при этом нет явных признаков сигнализации (вообще-то она, надо думать, есть), то выводы делайте сами... Сразу бросается в глаза разница между надписями и всевозможными рисунками на заборах и стенах домов вдоль дорог. Если в Берлине эти надписи, как и у нас, сделаны на английском языке и не увидишь ни одного немецкого слова, то в Париже живут одни патриоты и соответственно заборы они украшают исключительно родной французской речью.
|